О космонавтах и пахарях писала газета «Ленинский путь» 23 июня 1970 года
Этот номер отличает нестандартная вёрстка; крупные материалы не смотрятся унылыми кирпичами, а разные новости, заметки, объявления, письма читателей расположены грамотно, читаемо — ничто не раздражает глаз, а это очень важно для положительного восприятия любого издания.
В этот раз «виновниками» верстальных кульбитов стали главные советские супергерои — космонавты.
КОСМОС ЗОВЁТ
Именно их светлые лица украшают передовицу «ЛП» и даже — страшно сказать! — расположены над логотипом газеты и над призывом «Пролетарии все стран, соединяйтесь!» (Я ещё в раннем детстве задавалась тяжёлым вопросом: как же это пролетарии, сиречь беднейшие слои населения, смогут все враз соединиться, не имея на то тугой копеечки? Теперь понимаю, они, видимо, должны были соединиться мысленно, как люди Х из одноимённого и бесконечного в своём идиотизме киносериала).
«Новая победа в космосе» — так называется главный материал передовицы районки: «1 июня 1970 года в Советском Союзе на орбиту искусственного спутника Земли был выведен космический корабль „Союз-9“ с экипажем в составе командира корабля Героя Советского Союза лётчика-космонавта, полковника Николаева Андрияна Григорьевича, и бортинженера кандидата технических наук Севастьянова Виталия Ивановича».
Корабль летал 18 суток, как и было запланировано, совершил благополучную посадку «с высокой точностью». На протяжении полёта и техника, и люди функционировали идеально, были выполнены важнейшие исследовательские задачи. Супергерои — как и всегда — не подвели державу. Обожаю космонавтов! Ведь каждый полёт, выход на орбиту, да просто сама подготовка — подвиг!!!
Вот почему в советском государстве при всём богатстве литературы никогда не было комиксов про супергероев (Былины про богатырей не в счёт)? Да потому что эти супергерои существовали у нас, так сказать, живьём! Андриян Николаев — первый космонавт, который в 1962 году работал на орбите без скафандра. Вы себе это вообще-то представляете?
Первый космонавт, который участвовал в военном эксперименте в космосе (совместно с П. Р. Поповичем). Ну и муж великой Валентины Терешковой. Мальчик из глухого чувашского села благодаря огромному труду и природным талантам стал покорителем космоса и ещё при жизни живой легендой. Вот что было классно в советском строе — возможность, коли ты что-то из себя представляешь — пробиться к сияющим вершинам из низов.
ПАХАРИ-КОНКУРЕНТЫ
Материалы о сельхозработниках — истинный хит «Ленинского пути». Особенно, когда эти герои полей (что-то у меня сегодня настроение героическое) демонстрируют свои навыки и таланты в рамках привычных людям тех лет соцсоревнований. Вот интересно, термин «соцсоревнование» прижился быстро, а капсоревнование звучит просто ужасно.
Соревновались опять механизаторы. «Победить было нелегко: среди трактористов все были асы, имеющие солидный стаж за плечами», повествует автор В. Дмитриев в своём репортаже под названием «И вот нашли большое поле…». Перед стартом короли полей тренируются, разминают косточки, сотый раз инспектируют машины. «Девятнадцать сильнейших. Каждому хочется стать первым». Ещё бы! Это ж какой почёт!
«Машины становятся на старт. Начинается борьба. То тут, то там протягиваются вспаханные борозды. Деловито снуют судьи — главные агрономы и инженеры хозяйств…» — нагнетает автор. Нет, а вы что думали, бороновать легко?! Да это адский труд!
Больше всех баллов набирает почётный механизатор совхоза «Победа» (крутейший был, между прочим, совхоз) Николай Рольнов. «Под аплодисменты и одобрительные возгласы секретарь ГК КПСС Е. И. Тараскин повязывает передовику красную ленту с надписью „Лучший пахарь района“. Награды нашли достойного тракториста». «Вёл он агрегат твёрдой рукой…»
ШТАБ ДЕЙСТВУЕТ
На третьей полосе районки — материалы под единой суровой рубрикой «Страница народного контроля». А вы знали, что «одной из форм социалистической демократии является органы народного контроля»? Вот пример: «Строящийся завод сухих детских молочных продуктов в г. Истра является пусковым. Строители взяли обязательство к 25 декабря ввести объект в эксплуатацию. Для усиления контроля за ходом строительства в марте текущего года был создан штаб по координации деятельности народного контроля», — рассказывает С. Москвина, председатель штаба НК. В оном штабе — семь активных работников, штаб разработал меры помощи строителям. Если честно, меры помощи строителям от штаба общественников — за гранью моего разумения, но не буду больше вредничать, люди-то скорее всего искренне пытались что-то делать, как правило, следили за санитарным состоянием помещений.
Четвёртая полоса «ЛП» продолжает тему контроля. В рубрике «Письма из совхоза «Костровский» размещён материал за подписью А. Суворова «Критерий — высокая эффективность производства» (на мой сугубый взгляд — заголовки в моей любимой районке могли бы быть поинтереснее, они часто выглядят тяжеловесными, хотя таковы были требования тех лет). Материал также читается с трудом, он перегружен цифрами, статданными, хотя за всем этим на самом деле — огромный труд простых людей, и скрупулёзная работа журналиста. А это всегда вызывает уважение. А. Суворов, кстати, вообще молодец, критикует справедливо, если надо, бичует недостатки, нерадивых работников, лень, пренебрежительное отношение к обязанностям, халатность: молодец и главный редактор Н. И. Гребенщиков, который не наступает на горло журналистской песне, а даёт авторам возможность отражать происходящее честно, правдиво. Газета тех лет — живая, её и сейчас хочется подержать в руках, вчитаться в нестандартные тексты, почувствовать пульс той жизни, в которой моё поколение только-только появлялось на свет…
«ЗЕЛЁНОЕ ЧУДОВИЩЕ» ИЗ НИДЕРЛАНДОВ
Так называется новый гоночный автомобиль, созданный голландскими конструкторами, об этом рассказывается на последней странице газеты.
Конечно, это информация АНП — ТАСС, но такие вот штучки ненавязчиво украшали издание. Всё-таки окно в мир!
«Длина новой модели около 7 метров (ого-го!), а изобретатели этой модели надеются преодолеть на ней звуковой барьер». И как гласит интернет, на этом автомобиле конструктор А. Арфонс достиг рекордных скоростей 698,75; 875,69; 927,86 км/ч.)
Ух!